Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Это сообщение автоматически закроется через сек.

Отдых с детьми: топ-15 экспонатов Российского этнографического музея

Российскому этнографическому музею (РЭМ) уже более 100 лет, а в его коллекции находится около 700 000 уникальных памятников искусства. Отправившись на самостоятельный осмотр, немудрено потеряться среди представленных артефактов, связанных с культурой народов России. Вместе с экскурсоводом Еленой Федоровой составили подборку самых интересных экспонатов, которые обязательно нужно показать детям.

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Мраморный зал

В первую очередь смотрим на горельеф «Народы России». Так называется орнаментальная полоса с выпуклым скульптурным изображением. На ней запечатлены представители разных культур. Люди — основа любого государства. Так и в Мраморном зале все держится на них. Особенно — мощная колоннада.

Предложите детям сосчитать количество колонн в зале (всего их 24) и расскажите, что вес каждой из них — 24 тонны. Это как несколько слонов. Каждая колонна создана из трех крупных кусков карельского розового мрамора. Глыбы, как бусины, нанизывали на специальный стержень.

Колонны возвышаются к потолку из дорогого хрусталя. На прозрачных плитах изображены двуглавые орлы — герб России. За потолком располагается купол. Кстати, на его чердак водят экскурсии для особых смельчаков старше 12 лет.

Арктика

Сцена «Морская охота»

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Фото на фоне перемещает на побережье Ледовитого океана. Несмотря на лето, вода плюс несколько градусов. Упадешь — замерзнешь. На манекене одежда морского охотника. Он облачен в камлейку, изготовленную из кишок моржа в конце 70-х годов 20 века. Она защищала от холодных брызг воды и пронизывающего ветра.

Сапоги у морского охотника из меха нерпы. Парный предмет ниже — ступательные лыжи-ракетки.

Детский комбинезон

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Комбинезон «керкер» 50-х годов 20 века связан с арктическим оленеводством. Этот детский комбинезон идеально подходил для долгого пребывания вне дома. Изготовлен из цельной шкуры олененка. Практически полностью сохранена его анатомическая структура. Ушки тоже оставлены. Функцию глаз выполняют армейские пуговицы со звездами, снятые с военной одежды.

Важный элемент — прореха между ногами для отправления естественных нужд. Щель закрывалась отдельным клапаном. Он, как карман-вкладыш, пришивался к спине, проводился между ногами вперед и крепился к талии ремешками. В качестве наполнителя использовали мех оленя вперемешку с мхом или стружку тальника. Этот элемент комбинезона сейчас называют «арктическим памперсом».

Белорусы

Хата

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Модель в точности воспроизводит реальное жилище, но в полтора раза меньше. Бревна уложены в охряпку, концы торчат наружу. Ни гвоздей, ни клея нет. Укладка напоминает Lego-конструктор. Внутри хаты — мебель и утварь из дерева. Посередине стоит странный объект: пустой внутри ствол, выходящий через крышу. Он выводил дым от горящих щепок и отвечал за освещение комнаты. Свечи жгли редко, их берегли для праздников и обрядов. Под железную решетку ставили корытце с водой. Туда падали угли. Так пытались избежать пожаров. Печь служила воплощением женского начала, ее называли «матушкой». Рядом с ней старались не разводить грязь и не ругаться. Другое важное место деревенского дома — красный угол. Перед иконой зажигали лампаду и молились. Спали на печи и лавках.

Южный Кавказ

Вооруженный грузин-хевсур

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Панорама под потолком переносит в высокогорье, на Южный Кавказ. На фото — вооруженные джигиты и горный ландшафт. В витрине — облачение горца-хевсура. Мужской костюм выполнен из шерсти черной овцы. Он тяжелый и колючий. Хевсур вооружен с головы до ног. Через грудь наискосок перевязь с патронами, рядом — ружье. Сабля, благодаря перекрестью возле рукояти, использовалась для защиты. Она могла удержать встречный удар. Шашка — самое грозное оружие. Достаточно было одного-двух взмахов, чтобы одолеть соперника.

Внизу лежат хевсурские боевые кольца. Они надевались на большой палец руки и использовались в ритуальных дуэлях, когда темпераментные мужчины выясняли отношения. Кольцо хранили в секретном кармашке, который пришивался с изнанки рубахи. Удар наносили в область головы, строго выше трех пальцев над бровью.

Городской дом армян

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

О зажиточности семьи, представленной в жилище, говорят кофейный, декорированный перламутром столик, дорогие музыкальные инструменты, изобилие текстиля. На сундуке — салфетки из тонкого игольчатого кружева. Халат вышит золотной нитью. Все это вручную изготовлено хозяйкой. Каждая замужняя женщина была обязана заниматься рукоделием. Это было важно с магической точки зрения. Считалось, что во время создания тонкого в проработке предмета женщина способна влиять на будущее. Вышивкой хозяйки могли менять судьбу близких, избавлять дом от злых духов, болезней.

Неотъемлемой частью жизни армянок было посещение бань. В городах, как мы бы сейчас сказали, устраивались спа-центры. Женщины могли провести там целый день. В бане проводили массажи, пилинги. С собой брали специальную обувь на высоких подставках, чтобы не обжечься о горячий пол.

Средняя Азия

Женская половина городского дома

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Сцена показывает праздник, посвященный первому положению младенца в колыбель.

Колыбель бешик, что на первом плане, до сих пор бытует в Средней Азии. Она изобретена в кочевой среде. Колыбель разборная, за верхнюю перекладину ее можно переносить или даже прикреплять к седлу лошади. У нее нет бортиков. Чтобы ребенок не выпал, его плотно прикрепляли широкими лентами к основанию. С помощью плотного пеленания малышу давали почувствовать, что он связан правилами и жестким регламентом поведения. О хорошо воспитанном человеке азиаты говорят: «Он познал бешик».

Рядом с колыбелью — приглашенная гостья. Именно она собирала и оформляла бешик. Скоро женщина начнет читать особые заговоры. В колыбели ребенок проведет ближайшие 9 месяцев. Здесь его будут кормить, тут он будет играть и справлять естественные нужды. Сухим и чистым младенцу позволит остаться один прием. В днище есть дырка, которая проходит через все матрасы. Сквозь нее проведена трубка из голенной кости барана. Под колыбелью ставится глиняный горшочек с песком или золой.

Юрта кочевников

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Традиционную казахскую юрту строили женщины сообща. Жилище быстро собиралось и разбиралось. Кочевники часто переезжали, так как домашнему скоту требовалось свежее пастбище. В юрте гость — мужчина в красном халате возле хозяина. Это акын, поэт-импровизатор, который рассказывает о том, что видел в пути. Он, как интернет, приносит новости.

Юрта поделена на зоны. Справа — женская половина. Хозяйка готовит кумыс. Слева мужские вещи: одежда, охотничий трофей, конская упряжь, седло, сапоги и мужская аналитическая игра «Девять шариков». Она построена на знании четырех математических действий. В некоторых школах Средней Азии эта игра введена как факультатив.

Юрту покрывает войлок. В крыше отверстие — купольный круг «шанырак». Он служил источником света, часами и даже календарем. Через решетчатую крестовину падали тени от солнца, по которым мудрецы определяли время и день. Во время дождя шанырак накрывали куском войлока.

Евреи

Свадьба в доме ашкеназов

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Российские евреи-ашкеназы празднуют свадьбу. Невесте скоро придется попрощаться с длинными локонами, ее побреют налысо. Рядом с ней — замужняя женщина в парике. Скоро и невеста будет его носить. Парики были условными и не всегда даже имитировали волосы. Они часто шились из шелковой ткани. На столе стоит сладкий пирог «Болячка моей мамы». Его подарила свекровь жениху, тем самым передав обязанности по содержанию дочери.

Документы были обязательной частью брачной жизни евреев. Подлинные бумаги о помолвке и брачный договор находятся в начале витрины. Их содержание сводилось к тому, что мужчина обязан заботиться о жене и материально ее обеспечивать. При разводе женщина также получала финансовое обеспечение.

Поволжье, финно-угры

Мордовская свадьба

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

На скамейке сидит печальная невеста с горевым платком. Считалось, чем больше слез выплачешь во время свадьбы, тем меньше их будет в семейной жизни.

Приданое девушки изготавливали самостоятельно лет с 11. Обычно это был текстиль: полотенца, постельные принадлежности, собственная одежда, подарки родне жениха. Одна из традиций многодневной мордовской свадьбы — укладывание приданого невесты в большую парь: бочку из цельного куска липы. Это дерево считалось у финно-угров женским. Укладыванием приданого занимались старшие родственницы невесты. Головной убор одной из них может напомнить ботинок. Но это, вероятно, голова утки с длинным клювом. У финно-угров к водоплавающей птице относились как к участнику сотворения мира.

Северо-Запад

Литовская Масленица

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Экспозиция представляет земледельческий праздник — Масленицу у литовцев. Самый страшный персонаж воплощен в образе старухи Морэ. Куклу водружали на вращающееся колесо от телеги, ставили на полоз и таскали по улице. В руках старуха «держала» земледельческий цеп. Этим орудием могло больно прилететь по спине зазевавшейся публике. Но это считалось хорошим знаком и обещало богатый урожай.

Другими героями обряда выступали Смерть с косой, Черт, Козел отпущения и Еврей в полосатом костюме с трещоткой. Роли играли неженатые парни. По окончании праздника куклу сжигали или разрывали на части. Пепел развеивали над полем.

Русские

Макет «Ярмарка в селе Великое»

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Эту часть экспозиции можно считать воронкой. Достаточно опуститься на один уровень с макетом, чтобы в ней оказаться. Готово? Теперь вы находитесь в Ярославской губернии, на улице села Великое. На ярмарке собрались люди из разных уголков России. Вовсю идет торговля, покупатели прицениваются.

Макет позволяет понять принципы создания традиционного русского поселения, планировки улиц и расположения построек. В отдельной его части показана сцена молодежного гулянья с традиционным раскачиванием на качелях. В загонах стоят лошади, по улицам бегают собаки. А вот кота с первого раза увидеть непросто. Предложите детям его найти (он стоит на крыше дома в одном из углов макета).

Сани

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Выездные праздничные сани — главный символ дороги в русской культуре. Их изготовили в 19 веке в Вологодской губернии. Такие сани были дорогим, престижным видом транспорта. Их конструкция — розвальни, по бокам приделаны «крылья». В санях помещались трое. Впереди на скамейке сидел возница, он правил лошадьми. Позади, полулежа и вытянув ноги, могли расположиться два пассажира. Как это было возможно? Раньше люди были компактнее! Главным доказательством этого факта служит сохранившаяся одежда небольших размеров.

На дно саней стелили медвежьи шкуры или перины. Тройку лошадей запрягали только при пассажирских и почтовых перевозках на государственных трактах. Крестьяне же использовали одну или две лошади.

Позади саней располагаются элементы русской упряжи. Знаете выражение «не видно ни зги»? Тут ему можно найти объяснение! Сверху висит колокольчик. Он прикреплялся к специальному кольцу на изгибе дуги. Это кольцо называлось «зга». Когда упряжка мчалась по ночному лесу или в момент ненастья, возница переставал видеть «згу» и говорил: «Пора остановиться, не видно ни зги».

Сцена «Святки»

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

Распоясанная молодежь играет в козу и медведя и находится в комическом противоборстве. Первое животное изображает девушка с рогатой палкой. В виде медведя — парень на четвереньках. Он надел тулуп шиворот-навыворот. Прием выворачивания одежды имеет скрытый смысл перехода из людского мира в нечеловеческий. Это же подчеркивают и покрытые масками лица героев. Управляет медведем бесполое существо (парень, переодетый в девушку). А на скамейке сидит юноша, лицо которого покрывает «харя». Оригинал такой маски сейчас редко встретишь, потому что после праздника они уничтожались.

Женские костюмы

Этнографический музей в Петербурге: что показать детям?
Фото: предоставлено музеем

В витрине — южнорусские праздничные женские наряды. Их носили в Туле и Калуге. Они силуэтно делают женщин шире, создают видимость беременности. В русской традиции состояние вынашивания ребенка эстетизировалось. Все тонкие части тела прятались как дефекты. Запястья — под манжетами, голени визуально увеличивали с помощью широких сапог. Обувь иногда дополнительно набивали сеном. Область декольте осмыслялась как место, где живет душа, поэтому ее прикрывали бусами или рубашкой с высоким горлом.

Головные уборы, что на манекенах, назывались «сороками». Один из главных элементов — «кика рогатая» — компактная шапочка с жесткими рогами. Замужние женщины были обязаны прятать волосы под головными уборами. Правый наряд интересен необычной длиной рукавов. Они заканчиваются на уровне колен, так как в праздники запрещалось работать. А еще — всем нужно было объесться.

1
1
2022
ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ